Особенности обмена веществ

Страница 1

Обмен веществ представляет ряд физиологических процессов, тесно связанных между собой. К ним относятся: использование веществ, всосавшихся в кишечнике, по ту сторону его стенки, межуточные ферментативные процессы, построение новых и регенерация отживших клеток и тканей организма, выделение межуточных и конечных продуктов обмена. Основной особенностью растущего организма является напряженность процессов обмена, поэтому огромное значение имеет рациональное питание ребенка, сбалансированное по всем основным пищевым ингредиентам. Особенно большое значение для организма ребенка имеют белки.

Белок является главнейшим пластическим материалом для построения новых клеток, тканей и органов. Частично белок используется и для покрытия энергетических потребностей организма. Белки состоят из заменимых и незаменимых аминокислот. Особое значение имеют незаменимые аминокислоты, так как они не образуются в организме и поступают только с пищей. Нарушение в их составе нередко является причиной развития патологических состояний.

Белки всасываются в кишечнике в виде аминокислот. Аминокислоты — основная форма, в которой усваивается азот пищи. В связи с особенностями белкового обмена у ребенка ему необходимо питание, обеспечивающее положительный белковый баланс, т. е. количество вводимого азота должно превышать количество азота, выводимого с мочой и калом.

У грудных детей, находящихся на грудном вскармливании, усваивается от 87,7 до 92,2% всего введенного азота, при смешанном и искусственном вскармливании — 88 — 89 % азота. Аминокислоты, поступившие в кровь, в печени, а также других тканях синтезируются в специфические для данного организма белки органов и тканей, гормонов и ферментов. Часть аминокислот, не использующихся для синтеза белка, подвергаются в печени, почках и других органах многообразным превращениям. За счет белков покрывается около 15% суточной энергетической потребности. Белковая недостаточность у грудных детей является одной из основных причин развития гипотрофии — хронического расстройства питания, нарушает деятельность эндокринных и ферментных систем, снижает сопротивляемость организма инфекциям.

Жиры являются основным источником энергии в организме, они необходимы для выработки иммунитета, являются носителями ретинола (витамина А) и кальциферола. При сгорании 1 г жиров освобождается 38,9 кДж1 тепла. За счет жиров при грудном вскармливании покрывается до 50% энергетической потребности в 1-м полугодии жизни, затем долю жиров в рационе необходимо значительно уменьшить, составляя в дошкольном и школьном возрасте 30% суточной энергетической потребности. Жировой обмен теснейшим образом связан с углеводным. Усвояемость жира зависит от характера питания ребенка, лучше используется жир женского молока — 90 — 95%, жир коровьего молока усваивается на 80 — 95%. Для лучшего усвоения жира в питании ребенка должно быть достаточное количество углеводов.

Помимо жиров животного происхождения, крайне необходимых ребенку, известно значение для организма ненасыщенных жирных кислот, которые способствуют лучшему использованию белка. Со 2-го года жизни целесообразно вводить в питание ребенка растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло). Основным источником жира для детей служит сливочное масло.

Конечными продуктами расщепления жиров в кишечнике являются глицерин и жирные кислоты. Основная часть всосавшихся жиров используется как источник энергии, а часть откладывается в жировых депо организма и может быть использована при недостаточном питании.

Углеводы нужны организму как источник энергии. Они должны составлять не менее 40 — 50% всей энергетической потребности ребенка. Физиологическая роль углеводов велика. Они содействуют усвоению белков, жиров, регулируют кислотно-основное состояние и водный обмен. С углеводами в организм поступают аскорбиновая кислота и витамины группы В.

Углеводы всасываются в кишечник в виде моносахаридов — глюкозы (сахар), галактозы и левулезы. В крови сахар находится в виде глюкозы: у грудных детей в количестве 3,885 — 4,995 ммоль/л, дошкольников 4,44 — 5,55 ммоль/л, у детей 12—14 лет 5,55 — 6,66 ммоль/л. В печени значительная часть поступившего из крови сахара превращается в гликоген, который используется по мере надобности; другая часть в неизмененном виде поступает в большой крут кровообращения и разносится кровью во все ткани и органы. Углеводный, белковый и жировой обмен состоят в тесной взаимосвязи. При недостаточном содержании углеводов в пище снижается содержание гликогена в печени, для его образования организм может использовать аминокислоты. конечные продукты белкового обмена. При избыточном поступлении углеводов глюкоза превращается в жир.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.