Взаимосвязь психотерапии и психопрофилактики с социокультурным пространством

Страница 4

Особые обряды, ставящие своей целью таинственным путем повлиять на жизнь ребенка возникли за долго до христианства. Многие из них можно и сегодня наблюдать в их первобытной форме у племен, которые сильно не изменила западная цивилизация. Но и в той же западной цивилизации подобные обряды применялись параллельно с христианскими таинствами еще в начале 20-го века. Некоторые из них описаны Фрэзером в «Золотой ветви» [22, С.45].

Тесно связаны с религиозной жизнью были и народные праздники, сопровождавшиеся обрядами, имевшими явный психотерапевтический смысл. Один из таких обрядов – «Изгнание ведьм». «В Центральной Европе благоприятным временем для изгнания ведьм считается или считалась Вальпургиева ночь – канун первого мая; в это время разгул нечистой силы якобы достигал апогея. В Тироле и других местностях это изгнание нечистой силы известно под названием «сожжение ведьм». Оно приходится на Майский праздник, но приготовление к нему растягивается намного дней. В четверг в полночь просмоленные ветки черного и красного болиголова, молочая, розмарина и терна связывают в пучки, которые хранятся до 1 мая. Люди, которые зажигают их в этот праздник, предварительно должны получить от церкви отпущение всех грехов. В последние три дня апреля все дома чистят и окуривают можжевельником и рутой. Сам обряд «сожжение ведьм» начинается в Майский праздник после того, как прозвонили колокола и спустились сумерки. Мужчины поднимают шум с помощью кнутов, колокольчиков, горшков и кастрюль, а женщины носят кадильницы. Собак спускают с цепи, и они с лаем носятся повсюду. Как только в церкви начинают звонить колокола, поджигают связки веточек, привязанных к жердям, и зажигают кадильницы. Люди бренчат колокольчиками, гремят кастрюлями и горшками, собаки лают – шум поднимается невероятный. Под этот гвалт все истошно вопят: «Ведьма, беги, убирайся отсюда, а не то тебе придется худо». Замет жители деревни семь раз обегают вокруг домов, дворов и деревни. Так ведьм выкуривают из потайных мест и изгоняют из деревни» [22, С.525]. Вот такое психодраматическое представление.

Проделав этот небольшой экскурс по архаичным структурам, бытовавших в человеческих сообществах для организации благополучного функционирования психики их членов, мы видим, что потребность в лицах, представлениях и действиях служащих данной цели находила способы своего удовлетворения задолго до того, как психотерапия и психопрофилактики стали научными дисциплинами. С распространением научного мировоззрения прежние формы психологической помощи стали терять доверие, но потребности в самой помощи осталась, и новые ее формы были обязаны возникнуть, и возникнуть в поле утвердившегося в обществе мировоззрения. Как писал Фрэзер [22, С.666], история человеческой мысли двигалась от магии через религию к науке. Из данной главы видно, что на каждой стадии психологическая помощь обретает свои формы. В тоже время прежние формы никогда полностью не исчезают, но продолжают сосуществовать с появившимися на последующих стадиях. В современной России мы можем увидеть методы психотерапии, практикуемые как в рамках науки, так и магии и религии. И дело тут не только в отсутствие квалифицированных специалистов-психотерапевтов. В США их намного больше, однако, магов с гадалками тоже хватает. Другое дело, что методы магии и религии могут учитывать и находить связь с человеческими потребностями, которые научная психотерапия за некоторыми исключениями просто игнорирует. Например, с потребностью чувствовать связь с чем-то превосходящим собственное «Я», чувствовать включенность в некий порядок бытия, выходящий за пределы обыденной человеческой суеты. От одной женщины я слышал такую фразу: «Если я изменю мужу, то меня тянет сходить не к психологу, а в церковь». Сама же она в Бога не верила.

Конечно, действительно ли у человека существуют потребности, которые всегда будут подпитывать существование религиозно-мистических организаций, или это следствие пережитков невежественных времен, вопрос спорный. С другой стороны отмечается [6, С.346] общность в действенности психотерапевтического окружения и религиозных сект.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.