Работа психологических служб детских учреждений

Страница 4

Занятие 4-5. Направленное устранение страхов. Учитель предлагает нарисовать детям свой страх, затем психолог работает с детьми по рисунку.

Занятие 6. Рисование себя небоящимися.

Занятие 7. Игровая терапия школьных страхов. Начинается с игры – драматизации в «страшную, страшилищную школу»

Занятие 8. Ролевая коррекция страхов. Дети проигрывают разные роли – «забияка-драчун», «плакса» и т.д.

Занятие 9-10. Проигрывание реальных историй. Проигрываются реально происходящие в прошлом или настоящем с кем-либо в классе истории.

Игровая коррекция страхов возможна на переменах, уроках физкультуры, в группах продленного дня.

А.И.Захаров [4, С.310-315] указывает категории школьников требующие повышенной заботы психолога. Это дети из неполных семей, испытывающие трудности в учебе, адаптацию в школе, имеющие частые пропуски по болезни, легко устающие на занятиях, с трудностями в сосредоточении, имеющие повышенную возбудимость, неуправляемость, расторможенность, неуживчивость, агрессивность, конфликтность, чрезмерную робость, застенчивость, с трудом входящие в контакт с посторонними людьми, легко смущающиеся и теряющиеся в новой обстановке, боязливые и нерешительные; дети с психомоторными нарушениями, с любыми заметными отклонениями со стороны поведения.

Большинство школ имеют в своем штате одного психолога, но получены данные о значительно большей эффективности психологической службы из большего числа специалистов, в частности из 10 [4, С.315-316]. Разделение этих специалистов следующее:

1. Социальный психолог. Помогает регулировать через тренинги взаимоотношения детей, изучает и корректирует стиль руководства классом, проводит семейные консультации и лекции перед педагогами и родителями.

2. Медицинский психолог. Занимается ранней диагностикой нервно-психического перенапряжения и нервно-психических отклонений у детей, проведением психотерапевтических индивидуальных и групповых занятий. Также тесно работает с педагогами и родителями.

3. Помощник психолога. Проводит игровые тренинги и психотерапию в группе сверстников, отобранных социальным и медицинским психологами. Данные специалисты подразделяются на работающих: с начальной, средней и старшей школой.

10. Координатор психологических программ школы, отвечающий за связь и единство в работе педагогов, психологов, родителей.

В обеспечение психического здоровья детей могут внести вклад и психологи, работающие в детских оздоровительных лагерях. Опыт такой работы описан в [14]. Ее отличительной особенностью является краткосрочной. Для выявления психологических проблем использовались диагностические экспресс-методики. Такая работа начиналась с приема детей и опроса родителей. У родителей анализировались установки и эмоциональное отношение к ребенку. У детей исследовались их личностные особенности, проблемы, представления о себе, о своей внешности, своей личности и отношении к ней. Во время пребывания детей в лагере проводится текущая диагностика. Ее цель – выявление случаев дизадаптации и индивидуально-типологических особенностей детей. В конце смены проводится заключительная диагностика. Она служит определению результативности пребывания детей в лагере, сопоставлению результатов и исследовательской деятельности.

Диагностическая работа использовалась для построения более эффективной коррекционной и консультативной работы.

«Коррекционная работа велась с позиций поведенческого направления психотерапии, а также с позиций гуманистического направления. При этом акцент был сделан на гуманистическом направлении, из которого преимущественно использовались техники Роджерианской и позитивной психотерапии, нейролингвистического программирования и гештальтерапии» [14, С.69]. В работе использовались разработанные специальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями направленные на формирование социального доверия, развития, коммуникативных навыков, обучение детей умению самостоятельно решать проблемы, устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, гармонизация образа «Я».

«Эффективность работы психологов в летних реабилитационных лагерях может рассматриваться только в увязке со всеми другими подразделениями и службами детских лагерей, а именно: командой вожатых и воспитателей, медицинской службой, вспомогательным персоналом» [14, С.79]. Так важным моментом психологического роста и оздоровления является организация в лагере сценического, кружкового, спортивного творчества. При этом очень важно дать детям, особенно с наличием серьезных психологических проблем, испытать достижение успеха.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.