Работа психологических служб детских учреждений

Страница 1

«Психотерапевтическая работа, как уже не раз подчеркивали наши ведущие психотерапевты (например, В.Е. Рожнов, 1965), должна постепенно выходить за пределы стационаров и охватывать более широкие контингенты риска» [11, С.50]. Одним из реализаций данного положения является создание психологических служб в детских учреждениях.

Отмечается, что для работы с детьми, психолог должен быть детским психологом, а не психологом вообще. Базовое образование детского психолога помимо общепсихологических дисциплин должно включать психологию человека, психологию развития, социальную психологию с конфликтологией, педагогическую психологию, медицинскую психологию и валеологию, психогигиену и психопрофилактику, психоневрологию и сексопатологию, основы социальной и семейной работы, психологическую диагностику, коррекцию, тренинг и психотерапию. Помимо этого требуется углубленное изучение психологии развития в рамках семинарских занятий, совершенствование учебной практики в детских учреждениях, развитие способностей к самостоятельной психологической работе [4, С.303-305].

В своей работе детские психологи используют различные средства оказания психологической помощи. Широкое применение находит игротерапия. Ее используют для коррекции таких ведущих к развитию неврозов явлений как эмоциональные и коммуникативные нарушения [8], школьных объектных страхов [7], и других целей, о которых говорилось во II главе. Так как в детском возрасте воображение, обычно, развито лучше рационального мышления, то основным инструментом при психокоррекционной работе с детьми следует признать образ. Образы могут быть ассоциированы с позитивными или негативными эмоциями, телесными паттернами или переживаниями. В ходе коррекции осуществляется формирование ярких образов связанных с позитивными водится нейтрализация негативных фрустрирующих образов, подкрепляющих фобии и психотравмы [13, С.41-42].

Помимо хорошего профессионального образования и обладания навыками применения психокоррекционных методов детский психолог должен иметь образ, наделенный определенными устойчивыми характеристиками. В качестве таковых есть указание на следующие [3, С.40]:

1. Общий позитивный настрой, умение выделить и акцентировать позитивные аспекты в любой проблемной ситуации.

2. Заинтересованность в любой информации, исходящей от ребенка, умение выслушать.

3. Эмпатия, склонность к сопереживанию и стремление понять наиболее сложные и глубинные чувства ребенка.

4. Терпимость к неадекватным реакциям и проявлениям негативизма.

5. Ориентация на способности, достижения и личностные ресурсы ребенка, вместо фиксации на отклонениях и дефектах.

«При эффективной психокоррекции психолог выступает в качестве символической фигуры в образном пространстве ребенка. Он символизирует те позитивные качества, которые уже имеются в душе ребенка и только ждут своей актуализации. Его можно сравнить с волшебникам Гудвином из сказки «Волшебник Изумрудного Города»: дети, приходящие к нему за помощью, несмотря на все нарушения и дефекты, уже наделены всем необходимым для полноценной самореализации; просто они не знают об этом или не могут в это поверить. Им слишком часто указывали на их отклонения. Они убедятся в обратном, только если это будет им наглядно продемонстрировано, подобно тому, как Железный дровосек поверил, что у него есть сердце, получив от Гудвина кусок красной материи. В этом предназначение психолога: с помощью символических средств открывать человеку его личностные ресурсы, доступ к которым по тем или иным причинам затруднен. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что успех психокоррекционной работы определяется не только средствами и техническими приемами, имеющимися в арсенале психолога, но также глубиной его проникновения в психологическую проблему ребенка степенью сопереживания и вовлеченности в процесс формирования здоровой и целостной личности» [3, С.44].

Процесс психокоррекционной работы можно разделить на следующие этапы [3. С.40-44]:

1. Первый предварительный этап психокоррекции. Происходит установление продуктивного контакта с ребенком, основанного на доверии, формирование у ребенка устойчивого образа психолога, а также четкого представления о ситуации общения в целом. Достижение этих целей существенно определяет эффективность дальнейшей работы, сменяя чувство неопределенности и тревоги открытостью и доверием.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.