Последствия невротических расстройств у детей

Детство – исключительно важная пора для развития человека, формирования его личности, его представлений о себе, других людях, окружающем мире и своем месте в нем [12, С.23-26]. Поэтому совершенно естественно, что невротические расстройства у детей могут иметь нежелательные последствия, ощущающиеся на протяжении всей оставшейся жизни. Как уже отмечалось в подглаве 1.2. невроз может переходить в патохарактерологическое развитие личности. И более того, невротические отклонения, через действие психотравмирующего воспитания, искаженные семейные отношения, неадекватные, отвергающее отношение к ребенку могут передаваться к последующим поколениям, причем степень способствующих развитию невроза нарушений при этом возрастает, на что указывалось в подглаве 1.1.

Детское невротическое расстройство также обладает способностью, казалось будучи ушедшим в прошлое, привести, под воздействием психотравмирующих факторов, к адаптационному срыву через годы после своего видимого окончания. Такой случай описан З.Фрейдом в работе «Из истории одного детского невроза» [19]. В ней описывается анализ невротического расстройства, начавшегося на пятом году жизни мальчика и сопровождающегося тяжелыми страданиями. К восьми годам невротические симптомы исчезли и последующие 10 лет он прожил в почти нормальном состоянии здоровья и закончил среднее образование без особых проблем. Но после гонорейной инфекции на 18-м году жизни этот молодой человек впал в тяжелую болезнь, выражающуюся в его полной зависимости от окружающих и совершенной неспособности к самостоятельному существованию.

Как отмечает современный отечественный психотерапевт А.И. Захаров [4, С.89-90], перенесенный невроз не создает иммунитета к его повторению в сложных жизненных обстоятельствах, если не была проведена направленная психологическая работа по перестройке неадекватно сложившихся отношений и не была достигнуты достаточно устойчивые психотерапевтические результаты. Далее он пишет, что чем в более раннем возрасте оказана психологическая помощь, тем большая отдача видна во взрослом возрасте, и у тех взрослых, которые, будучи детьми, совместно с родителями приобрели психотерапевтический опыт решения проблем развития, практически не наблюдается развернутых картин невроза и дезадаптивных реакций.

Исходя из этого Захаров, как и известный немецкий психотерапевт, основатель позитивной психотерапии Н. Пезешкиан [12, С.679], указывает, что невроз может содержать положительные для развития личности качества если задействовать факторы их реализации [4, С.87]:

1) Эффективная психотерапия с проработкой осознанием внутриличностных и межличностных проблем;

2) Благоприятное стечение жизненных обстоятельств (в отличие от ранее неблагоприятных);

3) Самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта под влиянием социума и непосредственного окружения.

Благодаря использованию этих факторов и активному стремлению к самореализации, выходу из ограничений невротической ситуации личность может избавиться от не решаемых прежде проблем и трансформировать препятствующие адаптации качества характера в обладающие ценным жизненным потенциалом [4, С.88-89].

Таким образом, невротическое расстройство можно рассматривать как сигнализатор, заставляющий взяться за решение сложных, личностно значимых психологических проблем, накапливаемых, как правило, на протяжении нескольких поколений. «Баста, карапузики, танцы закончились!» Пора браться за работу над собой. В случае детей это относится не только к ребенку.

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.