Причинные факторы развития невротических расстройств у детей

Страница 2

Определенное понимание патогенетического влияния семьи на развитие невротических расстройств у детей дает концепция патологических ролей [26, С.238-248]. Так ребенок в семье может приобретать роль «козла отпущения», на котором родители сбрасывают свое психическое напряжение [4, С.42]. Но роли «ребенок-вундеркинд» и «ребенок-надежда семьи» также носят психотравмирующий характер [26, С.243]. Патологическая роль – следствие неудовлетворенности определенных потребностей члена семьи, заинтересованного в ее принятии. Он может принять такую роль на себя или вынудить это сделать других представителей семьи. Патологическая роль свидетельствует о том, что нарушение индивида является нарушением семьи, порой всей семьи в целом [26, С.240].

Патологизирующее семейное влияние обладает способностью передаваться от поколения к поколению. В качестве связующей психологической проблемы, на протяжении трех поколений в семьях больных неврозами, выявлено преобладание эмоционального отвержения со стороны значимых лиц к членам семьи, находящимся в зависимом положении. Неосознанные личностные установки формировали у прародителей и родителей эмоциональное отвержение детей и близких, проявляющееся в неразвитости родительских чувств, проекции на близких собственных нежелательных качеств, неприятии детей по полу и тому подобном поведении. В результате у больных неврозами закладывались эгоцентризм, когнитивная и эмоциональная незрелость, нарушение полоролевой идентичности и акцентуации личности [26, С.252-253]. В ходе исследования патологизирующего семейного влияния обнаружено снижение адаптивных способностей от прародителей к внукам, возрастание от поколения к поколению искажений мотивации и снижения самооценки [26, С.276]. Читая эти данные, на ум приходит пословица о шиле, которое, как известно в мешке не утаишь.

В качестве психотравмирующего фактора, способного привести к развитию невроза, выделяют неадекватное, раннее усиление функционирования одного из полушарий головного мозга, при недостаточном развитии возможностей другого [4, С.183-189]. Даже в тех случаях, когда стимулируется ведущее полушарие возможно развитие невротических нарушений. Наиболее же тяжелые последствия возникают при односторонней левополушарной стимуляции правополушарно ориентированных детей. В этом случае, наряду с нарастающими психологическими трудностями и большой вероятностью появления психомоторных нарушений, наблюдается нарастание физической ослабленности и частые, продолжительные соматические заболевания. Данное нарушение воспитания характерно, в основном, для родителей из группы ИТР, с односторонним левополушарным типом развития и воспитания.

Как факторы, способствующие психической травматизации, выделяются также наличие в семье алкоголизма и ее неполнота [4, С.19].

Подтверждением патогенного воздействия семьи на развитие детских неврозов являются факты значительного улучшения состояния ребенка при помещении в другие условия воспитания. Так К.Г. Юнг описывает случай девочки, с первого года жизни страдавшей очень жестокими запорами. Все виды соматической терапии остались для нее тщетными. Но стоило другой женщине занять место матери и расстройство исчезло уже на следующий день [27, С.80]. Об этом же, а также о существенном улучшении состояния ребенка с невротическим расстройством после проведения целенаправленного курса медико-педагогической коррекции и психотерапии со взрослыми членами семьи, свидетельствуют психотерапевты наших дней [4, С.21-22].

Непосредственное влияние психического состояния родителей на возможность развития невротических расстройств у детей начинается еще до их рождения. Так, указывается на влияние материнского стресса на беременность и роды, создающие предпосылки появления неврозов [4, С.174-175].

В качестве факторов, способствующих появлению эмоционального стресса при беременности, выделяются следующие [4, С.175]:

1. Эгоцентризм и нарциссизм как нежелание приносить жертвы во имя ребенка.

2. Поведение, при котором приоритет отдается погоне за успехом и профессиональным интересам, что вступает в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и сосредоточении на нуждах и воспитании ребенка.

3. Повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, когда любые стрессы, надолго сохраняясь в эмоциональной памяти, проявляются во время беременности – наиболее чувствительном периоде жизни женщины.

4. Тревожность – склонность к беспокойству и страхам.

5. Мнительность – частые сомнения и недостаточная уверенность в себе.

6. Невротизация матери вследствие предшествующих неблагоприятных условий жизни в семье и нерешенных проблем в браке.

7. Восприятие родов как крайне болезненного, опасного и неприятного события жизни.

Имеются данные [4, С.176-177] о конкретном, дифференцированном по признаку пола ребенка воздействии таких стрессогенных факторов, оказывающих негативное воздействие на течение беременности и родов как отсутствие уверенности в прочности брака, переживания из-за отношений с супругом, волнения в начале беременности, повышенная раздражительность матери, частые состояния эмоциональной неудовлетворенности, перегрузки в учебе и на работе, нарушения сна при беременности и повышенная утомляемость, общее плохое самочувствие, сильные испуги при беременности, волнения в конце беременности, страх перед родами. При развитии невроза у ребенка происходит взаимодействие психологических факторов окружения с чертами его личности. Их своеобразие, создающее предпосылки невротического реагирования, заключается в следующем [4, С. 43]:

Страницы: 1 2 3

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.