Причинные факторы развития невротических расстройств у детей

Страница 1

Как утверждал К.Г. Юнг, детские неврозы – это, по сути своей, симптомы духовного состояния родителей, нежели собственное заболевание ребенка. Психика детей лишь отчасти принадлежит им самим – по большей части она все еще зависит от психики родителей [27, С.82], ребенок беспомощен, он отдан на произвол их душевному воздействию [27, С.87]. Современные исследователи подтверждают это утверждение.

Так, в результате одного из проведенных в нашей стране обследований [4, С.33-47] на примере 280 полных семей, больных неврозами детей в сравнении с 265 семьями детей, нервно-психически здоровых выявлены статистически значимые различия в личностных особенностях родителей, социально-психологической структуре семьи, особенностях воспитания. Ниже приводится краткое содержание результатов этого обследования.

Изменения личности родителей, в случае заболевания детей неврозами, выражены не резко и не ведут к серьезным нарушениям в социальной адаптации и поведении.

Общие изменения личности матери и отца группируются в следующие типы:

1) «Слабость личности» - повышенная ранимость, затруднения в принятии решений, мнительность, застреваемость на переживаниях.

2) «Ригидность личности» - болезненно заостренное чувство ответственности, долга, обязанности, негибкость, инертность и консерватизм, трудность принятия и играния ролей.

3) «Закрытость личности» - недостаточная общительность и эмоциональная отзывчивость, сдержанность в выявлении чувства любви и нежности, подавление внешнего выражения переживаний, преобладание самозащитного типа реакций в ответ на действие фрустрирующих ситуаций.

4) «Конфликтность личности» - постоянное чувство внутренней неудовлетворенности, обидчивость, недоверчивость, упрямство и негативизм.

Для матерей характерны эмоционально-нестабильные и внутренние напряженные типы. Выделяются как матери с твердыми и доминантными чертами характера, так и с мягкими чертами, тревожные и неуверенные в себе. Отцы психомоторно-нестабильные, с мягкими чертами характера или наоборот, твердые по характеру, «сверхстабильные», обстоятельные, склонные к детализации и долго хранящие память на пережитое в прошлом.

Анализ семейной структуры, в сравнении с семьями здоровых в нервно-психическом отношении детей, выявляет иерархизированный или аморфный тип семьи и наличие в ней эмоционально обособленных диад, большое количество неразрешенных проблем в виде явных или скрытых конфликтов, непродуктивное функционирование семьи в целом. Супруги, чаще, чем в контрольных семьях, имеют разные характеры – отношения построены по компенсаторно-дополняющему типу, что говорит о стремлении компенсировать чувство своей неполноценности. Наблюдается несовпадение их представлений друг о друге и низкое взаимопонимание. Стремление к доминированию как у отцов, так и у матерей не получает успешной реализации из-за низкого взаимопонимания и конфликта между родителями. В целом преобладает доминирование матерей, нередко образующих с ребенком эмоционально обособленные диады. В большинстве семей имеют место хронические трудноразрешимые конфликты между родителями из-за воспитания, которое также существенно отличается от воспитания в контрольных семьях.

Отдельные его стороны группируются по степени патогенной значимости следующим образом:

1) Несоответствие требований родителей возможностям и потребностям детей, их естественному психофизиологическому развитию, конституциональным и половым особенностям, что проявляется в большом числе требований, обязательств, предписаний и условностей, которые трудновыполнимы и превышают возможности детей.

2) Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей, выражающееся раздраженно-нетерпеливым отношением, отсутствием необходимой нежности и ласки.

3) Неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни детей со стороны одного или обоих родителей. Так, некоторый недостаток материнской заботы в первые годы жизни сменяется последующей гиперопекой.

4) Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей и других членов семьи, выражающийся сочетанием строгих ограничений и запретов у одного из родителей и потакающе-разрешающим отношением у другого.

5) Непоследовательность воспитания, его неровность и противоречивость у каждого из родителей в отдельности.

6) Неустойчивость и эмоциональная неровность в отношениях с детьми, проявляющаяся в крике, повышенном тоне и тому подобном.

7) Тревожность в воспитании – постоянное беспокойство о ребенке, излишние опасения и предохранения.

Данные отклонения в воспитании могут быть следствием различных личностных нарушений родителей, их внутрисемейных и внесемейных конфликтов, неудовлетворенности своей жизнью, в том числе и сексуальной, нарушением отношений в их родительской семье, чрезмерными ожиданиями от своих супругов и проекцией на детей своих нереализованных стремлений.

В ходе другого обследования [4, С.20-32] была установлена связь между развитием невроза у ребенка и психотравмирующим влиянием семьи. Из 450 клинических историй болезни детей, прошедших полный курс психотерапии было отобрано 100 историй болезни детей с длительными и выраженными невротическими расстройствами, многие из которых прежде уже подвергались психотерапии. Работа с ними позволила установить, что невротическое состояние развивалось преимущественно постепенно в результате нарастающего влияния психотравмирующих ситуаций семейного происхождения. Даже в тех случаях, когда очерченный невроз возникал после шоковых психотравмирующих воздействий, лежащих вне семьи, все же удавалось обнаружить предшествующую невротизацию ребенка в семье. В ходе обследования выявлены такие факторы патогенного семейного влияния как отсутствие прочного стабилизирующего влияния отца на детей, чрезмерные опека, ограничительность, непоследовательность, противоречивость в отношении к детям.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.