История психиатрии в Киевской Руси и Московском государстве

Страница 2

простуда, голод были спутниками первобытного человека. Эти условия не могли не способствовать возникновению психических заболеваний. Уже в ранние периоды существования человечества, когда в мировоззрении первобытного человека преобладала примитивная форма стихийного материализма – наивный реализм, начали накапливаться эмпирические сведения о психических заболеваниях. Позднее, когда получил распространение анимистический взгляд на мир, возникли демонологические воззрения на сущность психических заболеваний. Гносеологический источник этих взглядов связан с такими проявлениями психических заболеваний, как галлюцинации, бред, затемнение сознания и пр.

От периода несистематических наблюдений и накопления разрозненных фактов до нас дошли (в древнегреческих мифах, в библейских сказаниях) лишь отрывочные сведения, которые, однако, свидетельствуют не только о существовании в то время психических заболеваний, но и об их распространенности и даже о попытках их симуляции (Давид, Одиссей).

Первая систематизация начальных эмпирических наблюдений встречается у врачей древней Греции эпохи расцвета ее культуры – эпохи Перикла. В сборнике Гиппократа имеются обозначения болезненных состояний, в последующем прочно вошедшие в психиатрическую терминологию: мания, меланхолия, эпилепсия, паранойя.

Содержание этих терминов претерпело в дальнейшем большие изменения. Часть этих терминов авторами сборника Гиппократа была воспринята от предшествующих эпох; это относится, в частности, к термину «мания»: в древнегреческой мифологии Манией именовалась богиня безумия.

Гиппократ учил, что все болезни, в т. ч. и психические, возникают естественным путем, а не вызываются богами. Будучи представителем гуморальной патологии, он полагал, что деятельность мозга нарушается при неправильном соотношении слизи и желчи, приносимых ему с кровью. С именем Гиппократа связано описание четырех темпераментов.

В те же годы в Греции существовала и храмовая медицина. Жрецы-врачеватели (служители храмов Асклепия) лечили заклинаниями и магическими приемами. Достоверных сведений о существовании в древней Греции и в Римской империи больниц или убежищ для психически больных нет.

Римские врачи Аретей (вторая половина 1 в.) и Соран Эфесский (2 в.) оставили прекрасные клинические описания мании и меланхолии. В эти термины римские врачи вкладывали иное, чем теперь, гораздо более широкое, содержание. Соран вошел в историю психиатрии как один из ранних сторонников гуманного, мягкого ухода за психически больными; он возражал против связывания больных и предлагал удерживать их в постели при помощи специально обученного персонала.

Психиатрия в эпоху феодализма. Психиатрия в Западной Европе, Византии, Китае. Переход от рабовладельческого общества к феодальному в различных странах Европы и Азии не был одновременным. Эпоха феодализма в Европе – это эпоха средневековья, т.е. 3–17 вв., но в 3 в. феодализм уже господствовал в Китае, и в это же время у ряда племен Азии существовал еще первобытнообщинный строй. Различны и хронологические грани между периодами феодализма: ранним феодализмом, развитым феодализмом и позднефеодальным. В большинстве стран Европы период развитого феодализма начался в 11 в., а закончился в 15 в. Культура всех периодов средневековья характеризуется тем, что философия, наука, искусство и мораль были подчинены богословию. Это определило и некоторые общие особенности развития психиатрии в эпоху средневековья. Однако условия, в которых проходила борьба прогрессивных идей против гнета церковной идеологии, в различные периоды средневековья были неодинаковы; различно было и отношение общества и государства к психически больным.

Период раннего средневековья характеризуется глубоким упадком культуры. Медицинские знания античного общества были забыты. Во взглядах на психические заболевания господствовали демонологические представления. Единственным методом «лечения» психически больных были так наз. экзорцизмы – заклинания, имеющие целью изгнание дьявола. В период раннего средневековья при монастырях организуются приюты для паломников; в этих приютах начинают находить пристанище и психически больные. Закладываются основы так называемой монастырской психиатрией. Материальная и духовная культура Западной Европы в период раннего средневековья была более отсталой, чем культура Византии, арабских халифатов, народов Средней Азии и Закавказья. Прямой наследницей античной культуры была Византия. В Византии больницы при монастырях организуются уже в 4 в. Отделение для психически больных при общей больнице было открыто в Каире в 9 в. В Багдаде дом для призрения психически больных («дом милосердия») был организован в 1173 г.

В «Каноне врачебной науки» знаменитого Ибн-Сины (Авиценны) отвергаются демонологические взгляды на психические заболевания и развиваются взгляды естественнонаучные (гуморальные). Ибн-Сина рекомендовал гуманные методы лечения (трудотерапия, музыка). В Армении и Грузии монастырские больницы, в которых находили приют и психически больные, начали строиться в 4–6 вв.

Страницы: 1 2 3 4

Разделы

Источники витамина B6

Активностью витамина В6 обладает группа соединений, производных пиридина, объединяемых общим названием "пиридоксин".

Источники витамина B1

Витамин B1 - водорастворимый витамин, легко разрушается при тепловой обработке в щелочной среде.

Источники витамина A

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.